понедельник, 24 марта 2014 г.

Разочаровывающая прозрачность

Заметку о роли прозрачности в современном мире "Transparency is the new objectivity" Дэвид Вайнбергер заканчивает в далёком 2009 году следующими словами:

Прозрачный полицейский участок в Грузии
"Объективность - это механизм, на который вы полагаетесь, когда ваше медиа не может предоставить вам ссылки на первоисточники. Наши медиа теперь могут".

Сегодня, в 2014, мы, похоже, близки к понимаю причин нашего разочарования в новом дивном мире, в котором все обладают всей информацией, что, тем не менее, никак не влияет на распределение власти.

1. Масс-медиа - убедительны уже в силу своей массовости, покрываемого пространства и времени. Каждый зритель и слушатель верит СМИ тем больше, чем больше таких же как он - по его собственному мнению - смотрят и слушают то же самое. Даже если он один единственный, даже если он последний оставшийся зритель главного телеканала страны - если он не знает об этом, он убеждён в верности того, что он видит и слышит. Аудитория создаёт свои медиа и делает их легитимными, так же как жертва в определённом смысле создаёт своего палача и орудия своей пытки.

2. Прозрачность никогда не бывает достаточной. Можно уставить камерами каждый клочок земной поверхности - и что-то всегда останется за кадром.

3. Иллюзия прозрачности - идеальный способ манипуляции вниманием и мнением аудитории в современной "прозрачной" информационной среде.

4. Наконец, факты сами по себе, "чистые данные" - без объяснения, вне контекста - ничего не значат. Контекст создаётся толкованием, обобщением, реконструкцией. Любое же толкование - это всегда идеология. Любое обобщение - это всегда факты, пропущенные через фильтр стереотипов, склеенные воедино привычками и установками, обёрнутые в знакомую и понятную картину мира. Факт приобретает смысл лишь в своём культурном слое.

PS. Всё вышеуказанное, вместе с тем, не отменяет прозрачность как таковую: это объективное явление, которое сегодня следует учитывать в рамках любой деятельности, независимо от её масштабов и содержания - обновляете ли вы личную страницу в социальной сети или организуете информационное сопровождение бизнеса. Подробности и примеры в презентации "Тирания прозрачности" http://www.slideshare.net/blogberry/transparency-tyranny-2014

Источник: http://www.hyperorg.com/blogger/2009/07/19/transparency-is-the-new-objectivity 
Фото: http://cyxymu.livejournal.com/659523.html

Комментариев нет:

Отправить комментарий