пятница, 20 марта 2015 г.

PR на досуге

В те редкие минуты, когда пиарщик не развлекает, не манипулирует, не врёт, не прячет, не передёргивает факты и не вырывает их из контекста, не недоговаривает, не приукрашивает и не пускает пыль в глаза, не забалтывает проблему, не уводит в сторону, не защищает честь мундира, не дразнит и не поливает грязью конкурентов, не накручивает посещаемость, рейтинги и лайки, не льстит, не раздаёт заведомо невыполнимых обещаний и не делает ещё массу всего того, что – по мнению широкой публики и самих пиарщиков – должен делать, чем ещё он может заняться?

17 международный конгресс клоунов в Мехико.
AP Photo/Dario Lopez-Mills. Источник: National Post
Страсть пиарщиков к манипулированию - результат фатального сочетания родовой травмы с дурной родословной. Бурное экономическое развитие, политическое рождение и технологическая смерть индивида, формирование массового общества и массовой культуры в начале ХХ века, с одной стороны, и вековые традиции социального управления по принципу "разделяй и властвуй", с другой, произвели на свет эту профессию. 

С самого начала, призванная "гармонизировать отношения между организацией и обществом", она никогда не могла удержаться, чтобы не срезать путь к благой цели по короткой - и скользкой - дорожке.

Манипулирование стало стандартом профессии - не потому что кругом негодяи, а потому что так легче. Как модель взаимодействия, манипулирование подразумевает определённое целеполагание, инструменты, критерии оценки эффективности - полный цикл. Последствия же его в перспективе разрушительны - и для аудитории, и для дела, и для самого манипулятора.

Направления PR, в которых прогресса 
не бывает много - это изучение аудитории, 
управление знаниями и социальные проекты

В свою очередь значение открытого и рационального подхода в PR серьёзно недооценивается. Существует, как минимум, три важных направления в корпоративных коммуникациях, прогресса в которых никогда не бывает много - это изучение аудитории, управление знаниями и социальные проекты. Деятельность в этих сферах требует затрат, прежде всего, не финансовых, а интеллектуальных и эмоциональных - проведения исследований, налаживания связей вне привычных кругов общения, развития равноправных, партнёрских отношений с разными аудиториями. Главное же, чего требует эта деятельность - это отказ от манипулятивного, инструментального, управленческого подхода к людям, с которыми нужно иметь дело. 

Все три направления - это элементы стратегии, не оперативной деятельности. Быстрого результата они не обещают, поэтому так легко отложить их развитие до лучших времён. Однако когда на голову постоянно сваливаются авралы, и ни до чего больше не доходят руки, продвигаться можно и маленькими шагами - на досуге, в перерывах между пожарами пилить полезный веб-сервис для местного сообщества, искать единомышленников для соц.проекта, запустить соц.исследование, раз в квартал проводить семинары для обмена опытом с коллегами. 

PR - это забег на длинную дистанцию, преодолеть которую в одиночку никому не удастся. Манипулятору, мастеру ярких трюков и коротких историй, долгосрочные и доверительные отношения не под силу. Зато они легко даются тем, кто ищет поддержки, не боится открыться и считает окружающих не глупее себя.

Комментариев нет:

Отправить комментарий