пятница, 22 мая 2015 г.

О длинных и коротких жанрах

Убеждение, что короткие и быстрые тексты эволюционно пришли на смену длинным и долгим – ошибочно. Твиттер – уникальный сервис, который не создал ни ниши, ни стандарта: он не вытеснил, а дополнил остальные формы коммуникации, став для них самой популярной в мире системой анонсирования. Длина сообщения зависит не от времени, в которое мы живём, а от цели высказывания – ведь и в XIX веке существовали как эпиграммы из нескольких строк, так и романы с продолжением. 

В эпоху фрагментации информации, на фоне обрывков и бесконечных монтажных склеек длинные истории по-прежнему находят свою нишу. Победа клипа над смыслом – это всего лишь популярная в силу своей простоты концепция, которая, впрочем, не подтверждается практикой.

Клип – это очередная игра с реальностью. Причиной этой игры является возможность. Не особая потребность аудитории, и тем более не абстрактное «веление времени», а техническая и интеллектуальная возможность вместить в короткий фрагмент, в сжатую форму – максимум содержания. Артефактом клиповой культуры является, например, структура новости – закон, которому подчиняются все масс-медиа: заголовок, лид, «Кто? Что? Когда? Где? Чем? Как? Зачем?» и бэкграунд нужны исключительно для того, чтобы наименьшим числом слов выразить наибольший смысл.


"Клиповое мышление"  это такая медиа-философия для бедных, сродни "пирамиде Маслоу" и "поколению Y": о них говорят тогда, когда нечего сказать.

Очевидно, что развитие клиповой культуры усилило и обратную тенденцию – длинные тексты, долгие истории, медленные превращения. И причина этого не только в том, что у таких материй как форма и содержание есть свои пределы сжатия и расширения, но и в том, что те же технические и концептуальные возможности, создавшие клипы, позволили поднять на новый уровень и работу над большими полотнами. Известным примером длинной истории, рассказанной на новый лад, является, конечно, Snow Fall. Насыщенность палитры, глубина резкости, причудливая игра света и тени – всё, без чего легко обходится клип, составляет основную ценность длинной истории.

Именно поэтому бум короткого метра в кинематографе начала 2000-х годов не привёл к исчезновению полнометражных фильмов, даже напротив – средняя продолжительность картины за десятилетие на рубеже ХХ и XXI веков увеличилась, примерно, с полутора до двух часов. Не в последнюю очередь этому способствовала смена поколений информационных носителей: 90-минутные видеокассеты передали эстафету сначала CD-, а затем и DVD-дискам, которые могли вмещать гораздо больше информации. 


Технологии пожирают наше время и одновременно предоставляют всё больше возможностей для самовыражения.

Расцвет песенной культуры в музыке ХХ века не уничтожил крупную форму: современная симфоническая музыка просто сменила место жительства – она перебралась из концертных залов в кино и на телевидение в качестве саунд-треков, сохранив при этом все черты серьёзного искусства. Публицистика и аналитическая журналистика не уступила своих позиций новостям, а блоги не уничтожили романы, скорее наоборот – сегодня каждый блогер мечтает написать роман.

Таким образом, следует говорить не об изменении баланса в пользу коротких или длинных историй, а о расширении сферы массовой информации и медиа, в целом. Как чаще всего и бывает, полного замещения одной технологии другой не случилось – вместо этого произошли увеличение разнообразия и усложнение среды.

Комментариев нет:

Отправить комментарий