суббота, 5 марта 2016 г.

Карго-культ наоборот

Одно из преимуществ работы преподавателя - и это все знают - "пока объясняешь, сам поймёшь". Вот и на недавнем семинаре по социальным медиа удалось, наконец, сформулировать понятие "обратного карго-культа".

Привычная, классическая концепция карго-культа специалистам известна хорошо: это обожествление, наделение сверхъестественными свойствами чужой, более сложной и развитой технологии. И здесь напрашивается Третий закон Кларка: "Любая достаточно развитая технология неотличима от магии". Значение концепции карго-культа для социальных наук в полной мере можно оценить на примерах из жизни современных, развитых обществ. Так, Ричард Фейнман в 1974 году дал определение "карго-науке", проявлением которой, скажем, в российском контексте можно назвать пресловутый "список ВАК" и связанный с ним некритический дискурс.

Метафора карго-культа столь эмоционально и содержательно насыщенна, столь привлекательна, что периодически используется, в том числе, в перевёрнутом виде - когда хотят объяснить нелогичное поведение развитого, современного белого человека в отношении технологий. Чаще всего "обратным карго-культом" называют боязнь, отторжение, абсурдное высказывание того или иного чиновника, публичного персонажа, например, по поводу этого вашего Интернета.

Основаны такие высказывания и действия, как правило, на непонимании того, как данная технология работает в реальности, каковы её предназначение и пределы, что она может и чего не может.

На самом же деле в подобных ситуациях ничего "обратного" нет - всё это суть проявления классического, островного, первобытного карго-культа в чистом виде. В отторжении и неприятии того, чего мы не понимаем, нет ни капли рационального - это естественное, т.е. природное, биологическое, читай, примитивное, изначальное стремление избавиться, отгородиться, защититься от чёртовой штуки, от которой всего можно ожидать. Это объяснимый страх перед неизвестной магией, которая - кто знает - может оказаться круче твоей магии. Обожает человек технологию или страшится её - это лишь разные проявления одного и того же некритического восприятия действительности.


Настоящим "карго-культом наоборот" является очарование представителя развитого западного общества древней технологией, в качестве которой выступает магия, религиозные практики, образ жизни. Один из наиболее ярких примеров обратного карго-культа - поучительная история с "кроткими тасадаями", оказавшимися по сути актёрами, наёмными работниками, восхищавшими в начале 1970-х годов западных этнографов своим миролюбием, отсутствием в языке слов для обозначения насилия, сохранившейся чистотой и простотой нравов.

Если меланезийские самолётопоклонники эпохи Второй мировой не подозревали о существовании большого мира, то в случае с тасадаями уже образованные западные этнографы оказались в положении аквариумных рыбок, рассуждающих о границах представленной им реальности.

Судя по всему, обратный карго-культ встречается в современном мире так же часто, как и его туземный аналог. Причина этого в том, что рост объёмов новой информации, нового опыта значительно опережает рост знания и понимания происходящего. Когда мы ставили галочку под Соглашением об условиях жизни в глобальной деревне, мы привычным движением прокрутили всё, что там было написано мелким текстом, про "чужие культуры", "концепцию Другого", "публичное пространство" и "что делать, когда мне не нравится запах еды, музыка и танцы людей с другим цветом кожи в моём районе".

Нью-эйдж, очарование Востоком, популярность йоги, ретриты и дауншифтинги в большой степени в своём основании имеют именно магический трепет западного человека перед непостижимой первозданной мудростью, совершенной технологией другой культуры - ясно же, что медитация, молитва и т.д. намного совершеннее микропроцессоров, аэродинамики и ГМО. А ГМО так вообще чистый вред.

Наконец, феномен обратного карго-культа может объяснить и распространение ислама, в том числе, радикального ислама в технологически развитом современном западном обществе. Западный человек смотрит телевизор и летает по воздуху - эти технологии привычны и бессмысленны. Но у западного человека нет технологии, чтобы "понять своё предназначение", "очиститься", "познать истину" и проч. А во всевозможных религиозных, эзотерических, в том числе экстремистских, радикальных практиках эти технологии имеются. Они сами - эти движения - и есть искомые технологии. Всё что нужно - присоединиться. И перед такой перспективой лёгкого достижения совершенства трудно устоять.

Копать огород, собирать корешки и разводить свиней тяжело и утомительно, куда увлекательнее маршировать строем, размахивать в такт руками и ждать, пока прилетят. Самое удивительное - и в этом причина живучести карго-культов - что прилетают. Впрочем, с точки зрения теории мифа, ничего удивительного: мифы не лгут, мифы - это не выдуманные истории, это и есть, как писал Лосев, "самая подлинная, напряжённая реальность".

Комментариев нет:

Отправить комментарий